На заре автомобилестроения на автомобиле было не так много электрических устройств, а тем более электронных. На первых автомобилях не было даже аккумуляторной батареи. Чтобы запустить двигатель, его крутили, так называемым кривым стартером. Если не все понимают, о чем я, посмотрите на фото. Вот брали такую кривую ручку и крутили, пока мотор не заведется. То есть все было очень примитивно.
Затем появилась аккумуляторная батарея, генератор, появилось электрическое освещение, стартер. Чтобы больше не крутить ручку, придумали замок зажигания, стали запускать двигатель простым поворотом ключа. Сейчас вообще запуск машины производится одним нажатием кнопки.
С приходом электроники автомобиль преобразился до неузнаваемости. Сейчас ни одна машина не выпускается без электронного блока управления (ЭБУ). В народе его еще просто называют компьютером или мозгами. Так вот от ЭБУ практически полностью зависит работоспособность почти всех устройств. Это на самом деле мозг автомобиля. ЭБУ дает команды на все устройства машины и принимает от них информацию в своем особом виде напряжения.
Вот здесь мы с вами подошли к понятиям аналогового и цифрового сигналов.
Аналоговый сигнал
Что такое аналоговый сигнал? Вот возьмем, например, микрофон. Когда я начинаю говорить, из моего рта выходят звуки, которые вызывают колебания воздуха. Эти колебания в виде звуковых волн достигают мембраны микрофона, мембрана начинает воспринимать их, вызывая изменение электромагнитного поля внутри микрофона. Проще говоря, мой голос превращается в микрофоне в электрический сигнал, иначе в напряжение. Форма аналогового сигнала графически или на осциллографе похожа на смешанное напряжение, которое мы рассматривали выше.
Аналоговый сигнал на автомобиле мы можем наблюдать, например, на датчике массового расхода воздуха (ДМРВ), на датчике положения дроссельной заслонки.
Цифровой сигнал
А что такое цифровой сигнал?
В наше время, наверное, все уже слышали, что цифровой сигнал лучше аналогового. Все телевизоры, телефоны, компьютеры и т.п. перешли на работу с цифрой.
По-простому цифровой сигнал строится по следующему принципу. Если есть напряжение, то это единица 1. Если нет напряжения, то это ноль 0. Получается на вроде азбуки Морзе. Так вот, цифровой сигнал – это сигнал, который принимает значение либо единица, либо ноль. Электронный блок управления общается с другими устройствами машины именно на языке цифр 1 и 0. Вообще в современных машинах не один электронный блок, а несколько. Кроме главного мозга есть свои блоки управления, например, для подушек безопасности, для коробки передач, для иммобилайзера, для подогрева сидений, для дверных замков и т.д. Все они между собой и контролируемыми устройствами обмениваются командами и обратной связью в виде последовательности цифр 1 и 0.
Цифровой сигнал выглядит на графике в виде последовательности прямоугольных импульсов. Напряжение импульса единицы равно 5 вольт, это пик импульса. Если надо передать сигнал нуля, то напряжение импульса равно 0 вольт. Например, ЭБУ дает устройству исполнительную команду в виде 01100101. Эта команда на графике будет выглядеть так.
Очень важно запомнить, что никогда на входы ЭБУ нельзя подавать напряжение 12 В. Было очень много случаев, когда даже автоэлектрики подавали от аккумулятора на вход ЭБУ 12 вольт, не понимая, что больше 5 вольт на электронный блок подключать нельзя. Самый характерный пример, это когда не работает вентилятор на автомобиле ВАЗ. Что делают? Отстегивают разъем от датчика температуры и проводом от аккумулятора суют 12 вольт в этот разъем. Эти 12 В идут прямо в процессор, и он мгновенно сгорает.