Site icon Автоэлектрика

Курс «Стать автоэлектриком с нуля». Урок 6: Падение напряжения и его проявление на автомобиле

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Падение напряжения

Раньше в детстве, когда я еще не знал электричество вообще, думал, что если взять провода любой длины и присоединить их к батарейке, то на других концах будет точно такое же напряжение, как и на батарейке. Оказывается, я глубоко заблуждался. В реальности ничего подобного. Любой провод обладает сопротивлением, любой даже самый толстый, самый хороший провод обладает сопротивлением. Любое соединение проводов, любая клемма в автомобиле также имеют сопротивление.

Если взять хороший чувствительный качественный вольтметр и подключить его на две точки провода, вы будете удивлены, но мы увидим там совсем другую разность потенциалов, чем имеется на самом аккумуляторе. Мы увидим, что на проводе упало напряжение, и это явление называется падением напряжения. Выходит, что провод обладает своим сопротивлением R. Конечно, в работе мы будем пользоваться обычными простыми, чаще китайскими, мультиметрами, которые не способны уловить такое слабое падение напряжения в проводе. Но при достаточно большом токе, например в стартерном проводе, даже таким прибором можно замерить приличное падение напряжения. Это надо понимать и при поиске неисправностей, связанных со слабым напряжением, например на бензонасосе, обязательно искать тот участок цепи, где происходит падение напряжения. А упасть напряжение может в любой точке. В первую очередь в таких случаях делают визуальный осмотр проводов, клемм, разъемов на предмет окисления.

Здесь вы можете увидеть фото таких окислений (нажмите на фото, и оно увеличится). Это очень частое явление. На любом автомобиле, даже в салоне машины, провода и контакты могут со временем терять свои проводящие свойства из-за окисления.

Примеры влияния падения напряжения на исправность автомобиля

Пример 1. Автомобиль плохо заводится, при езде двигатель не тянет, при нажатии на педаль газа теряет мощность. Десятки причин могут быть. Ну выяснили в конце концов одну из причин, оказывается, что давление топлива недостаточно. По результатам диагностики по манометрам мы это увидели. Первое желание – это приговорить бензонасос к замене. Желание возникает из-за того, что это ведь бензонасос не дает требуемое давление топлива. Означает ли это, что надо брать и менять насос?  Нет. Первое, что нужно сделать, взять вольтметр и проверить напряжение на аккумуляторной батарее. Там мы увидели 12,7 В. Нормально. Что дальше? На втором шаге измеряем напряжение на бензонасосе. И вот тут мы обнаруживаем, что на нем всего 9 В. Этого напряжения явно недостаточно для работы бензонасоса. Конечно, он не сможет создать нужное давление топлива! А где же потерялись остальные 3,7 В? Где произошло это падение напряжения? И вот здесь мы начинаем осматривать провода, отстегивать разъемы и пристально вглядываться внутрь «мамок» и таращиться на «папы». Кто ищет – тот найдет! Вот она окисленная клемма, где упало напряжение. Почистили клемму, воткнули на свое место, и все заработало!

 Пример 2. Машина не заводится. Оказывается, аккумулятор сел. Попросили знакомого «прикурить» от его автомобиля. Тот, значит, достает из багажника, сразу видно, новенькие провода для прикуривания, еще даже в упаковке. Раскрывает упаковку, открывает капот, цепляет крокодилы на свой и чужой аккумуляторы. Включаем зажигание, начинаем раскручивать стартер, а он ни фига не может нормально крутануть двигатель. Мощи не хватает. Хочется сказать: «Мужик, да у тебя у самого аккумулятор еле живой, а ты нам тут прикуривать даешь». Не торопитесь высказываться. Посмотрим на провода для прикуривания. Они такие красивые, новые, блестящие! Но, оказывается, китайские и такие хилые по сравнению с мощными российскими. Мы ведь помним, что тонкие провода не годятся для пропускания сильных токов, у тонких проводов сопротивление больше, чем у толстых. А по закону Ома чем больше сопротивление провода, тем большее падения напряжения в нем произойдет. Стартеру нужен для нормальной работы ток в сотни ампер. А у нас все напряжение падает в этих тонких проводах. Поэтому и стартер еле крутит. Хорошо, что мужика не обидели насчет его аккумулятора. Взяли другие провода, уже нормального сечения, и машина завелась.

Exit mobile version