- Главная
- /
- Автоэлектрик с нуля
- /
- Автоэлектрик с нуля. Урок...
Вступление к курсу Автоэлектрик с нуля.
Привет! Я рад снова увидеть вас в рубрике «Автоэлектрик с нуля». С каждым уроком мы вместе все ближе и ближе продвигаемся к моменту, когда самостоятельно сможем найти неисправность в автомобиле. И мы сделаем это благодаря своей голове и своим рукам.
Давайте продолжим изучение основ автоэлектрики для начинающих, чтобы приблизить этот долгожданный момент.
Серия публикаций по теме «Автоэлектрик с нуля» позволит вам самостоятельно освоить новую профессию и перейти к практическому ремонту автомобильной электрики на любой машине.Полупроводниковый диод.
Следующий важный элемент электросхем, о котором обязательно нужно знать – это полупроводниковый диод. На схемах он обозначается буквой Д (или D) и рисуется условным значком:
Диод обладает чрезвычайно важной особенностью, он проводит электрический ток исключительно в одну сторону. Для изготовления диодов используются германий или кремний, в основном эти два материала. Основное отличие германиевых диодов от кремниевых – момент начала пропускания электрического тока.
Рассмотрим суть того процесса, который происходит в данном элементе.
Нарисуем его вольтамперную характеристику, то есть зависимость тока через него от приложенного напряжения. Вертикальную ось графика обозначим как ток I, горизонтальную ось – как напряжение U.
Теперь подключим диод по схеме прямой полярности. (На правой части графика я нарисовал диод с указанием плюса и минуса. Это прямое включение диода). Начиная с нулевой точки постепенно плавно начнем поднимать напряжение. Что происходит? Какое-то время ток через диод остается небольшим, пока напряжение не увеличится до определенного значения. При дальнейшем увеличении напряжения ток резко начинает возрастать, диод открылся. Для кремниевых диодов этот момент наступает примерно при напряжении 0,7 вольт, а для германиевых примерно при 0,3 вольт.
Вот эта область графика, которую я отделил пунктирной линией, называется областью пропускания.
Теперь приложим к диоду напряжение противоположной полярности. (На левой части графика я нарисовал диод с указанием минуса и плюса. Это обратное включение диода). Начнем постепенно поднимать напряжение. Видим, что элемент достаточно долго практически не пропускает электрический ток через себя, диод заперт. Но наступает момент, когда ток начинает стремительно увеличиваться. Фактически происходит пробой диода, и вполне возможно его разрушение.
Вот эта область графика, которую я отделил пунктирной линией, называется областью пробоя.
Следует добавить, что диоды рассчитаны на определенную силу тока и напряжение. Когда производитель проектирует диод, то совершенно чётко задает его параметры: напряжение, которое он может выдержать, напряжение пробоя, силу тока и т.п. Поэтому при подборе диода для какой-то цепи всегда нужно учитывать условия, в которых ему предстоит работать.
Проверка диода
Диод может иметь два дефекта: либо пробой, либо обрыв. При пробое электрический ток беспрепятственно может протекать через диод в любом направлении. При обрыве диод не пропускает ток ни в прямую, ни в обратную сторону.
Исправность диода можно проверять мультиметром или лампой-пробником.
Щупы мультиметра в режиме для прозвонки присоединяют к проверяемому элементу сначала по схеме прямой полярности, а затем по схеме обратной полярности. В первом случае мультиметр издает сигнал, что говорит о том, что диод пропускает ток. Если сигнала не будет, значит диод неисправен, он в обрыве. Во втором случае сигнала не должно быть, потому что диод заперт. Если будет сигнал, то диод неисправен, он пробит.
Также мультиметром можно проверить диод в другом режиме, в режиме измерения сопротивления. В прямом направлении у исправного диода должно быть очень маленькое сопротивление, а у неисправного очень большое. В обратном направлении у исправного диода должно быть очень большое сопротивление, а у неисправного очень маленькое.
Лампой-пробником проверку осуществляют по следующей схеме.
Берем лампу-пробник и подключаем любой её конец к плюсу аккумуляторной батареи. Другой конец прикладываем к элементу в прямом направлении. Минус диода присоединяем к минусу аккумулятора. Загорание лампы говорит об исправности диода. Затем меняем полярность подключения. Лампа не должна гореть.
Заключение.
Сегодня мы изучили свойства полупроводникового диода и его вольтамперную характеристику. Теперь вы знаете способы проверки диодов с помощью мультиметра и лампы-пробника.
Желаю дальнейших успехов на пути к самостоятельному ремонту автоэлектрики и приглашаю на следующий урок курса «Автоэлектрик с нуля».
Динамика продвижения по курсу Автоэлектрик с нуля.
Сегодня вами изучено 30% программы!
0 Комментариев