Места контакта. Паразитное сопротивление.
Элемента, о котором сейчас будем говорить, нет в классической теории электричества. Тем не менее стоит остановиться на нем отдельно, т.к. в автоэлектрике он считается очень важным. Это контакты, т.е. места соединений.
Например, есть кузов автомобиля. К нему приварена шпилька с резьбой. На шпильку мы надеваем некую контактную площадку в виде плоской шайбы с отходящим проводом. И сверху плотно с усилием закручиваем гайку, чтобы прижать эту контактную площадку. Вот такое соединение, как на рисунке. Это типичное подключение массы (нуля) к кузову автомобиля.
Мы уже знаем из прошедшего ранее урока, что любой провод обладает электрическим сопротивлением. И уж тем более сопротивление присутствует здесь на таком болтовом соединении. Насколько бы плотно мы не затягивали гайку, сопротивление будет. Всякая металлическая поверхность имеет шероховатости. В силу этого идеально плотного соприкосновения плоскостей мы не добьемся. Когда на соединение попадает вода, электролит, соль с дороги, здесь начинается коррозия, и сопротивление контакта еще более увеличивается. Это так называемое паразитное сопротивление.
Я нарисую эквивалентную схему вот такого соединения. Здесь пусть у нас будет фара, я нарисовал лампу. На один конец лампы подан плюс напряжения от бортовой сети, а второй конец лампы присоединен к массе автомобиля через такое контактное соединение. Так как у контакта всегда есть паразитное сопротивление, то по закону Ома на нем при протекании электрического тока произойдет падение напряжения. Вот это паразитное падение напряжения на плохом контакте может быть настолько большим, что самой лампочке фактически ничего не останется для нормального свечения. Здесь может упасть несколько вольт.
Запомните, что на любом контакте, необязательно на болтовом, на разъемном соединении типа папа-мама или еще каком-то всегда есть падение напряжения. Оно может быть и ничтожно малым, что даже обычным мультиметром не замеришь. Но оно есть и будет. И вы об этом не должны забывать при поиске неисправностей на автомобиле. Вы должны обязательно смотреть качество контакта. Если видите, что вот такая шпилька с гайкой покрыта коррозией, ее там не трогали много лет, открутите и почистите эти места. Это особенно важно в цепи стартера. Там малейшее паразитное сопротивление в десятые доли Ома тут же отразится на запуске двигателя. Скажем, пусть будет сопротивление контакта в цепи стартера 0,05 Ом. Пусковой ток пусть будет 100 Ампер. Тогда падение напряжения мы получим 5 Вольт (0,05*100=5). Это значит, что из 12 вольт, необходимых стартеру для прокрутки двигателя, 5 вольт потеряется уже на контакте, а стартеру для работы останется всего 7 вольт. Машина в этом случае, конечно, не заведется.
Проверка паразитного сопротивления
Каким образом проверить наличие паразитного сопротивления в цепи стартера или в любой другой? Есть разные способы.
Профессионально это можно проверить мотортестером. Мотортестер надежно подключают непосредственно к массе и к проводу, присоединенному к массе. Затем крутят двигатель, если проверяют цепь стартера, или включают другую нагрузку, если проверяют иную цепь. И на экране мотортестера совершенно четко можно увидеть паразитное падение напряжения.
Автоэлектрики обычно делают проверку следующим образом. Берут лампу-пробник и присоединяют ее по такой же схеме, как мотортестер. Начинают крутить стартер и видят, что лампочка тихонько тлеет. Значит, контакт не настолько хорош, его следует проверить, почистить, подтянуть.
Паразитное сопротивление возникает не только в месте контакта с кузовом, но и может быть на клеммах аккумулятора, и в любом другом контактном соединении. Бывают такие ситуации, что фары вроде бы горят, но почему-то горят они как-то тускло или с переменной силой. Это первый признак того, что нет массы, плохой контакт на массе.